Владельцев бизнеса объединит единый реестр

Юридическая поддержка бизнеса+7 (495) 532-89-61, +7 (916) 440-24-51

Владельцев бизнеса объединит единый реестр

16.09.2014


Российский финансовый мониторинг предлагает принудить все российские организации предоставлять информацию о своих бенефициарных собственниках для их внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), а также применить к иностранным трастам во владении россиян нормы законодательства о борьбе с отмыванием. Специалисты полагают, что идея создания единого реестра бенефициаров сложна в реализации, а в связи с вероятными утечками информации - даже опасна для собственников бизнеса.

О том, что идет подготовка "Национального плана мероприятий, направленных на противодействие уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний", сообщалось еще на раннем ее этапе. Вице-премьер Игорь Шувалов утвердил этот документ 30 апреля. В плане перечислены все меры, касающиеся деофшоризации экономики России, к которой призывал Владимир Путин. Несмотря на то, что реализация плана зашла в тупик на самом нашумевшем пункте о принятии законопроекта о системе контроля над зарубежными компаниями, Росфинмониторинг внес на рассмотрение правительства проект о раскрытии сведений об истинных собственниках коммерческих структур.

Согласно письму Росфинмониторинга, адресованному Правительству, финансовый орган описывает принципы учреждения реестра бенефициарных владельцев компаний. Ведомство считает, что отдельный реестр создавать не нужно, требуется только дополнить существующий ЕГРЮЛ сведениями о физических лицах, которые владеют более 1/4 капитала юридического лица напрямую или через третьих лиц. В Гражданский кодекс предложено внести необходимые поправки о том, что предоставление информации о бенефициарах и учредителях компаний будет одним из условий осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Такая информация, по предложению финразведки, будет вноситься в ЕГРЮЛ при процедуре регистрации юридических лиц и обновляться в случае изменения бенефициарного собственника (не позднее 60 дней после официального изменения). Уже зарегистрированные организации также должны будут предоставить сведения об истинных владельцах в течение некоего оговоренного срока. Сведения состоят из ФИО, ИНН и паспортных данных.

В случае предоставления недостоверных данных финразведка предусматривает административную ответственность (размеры штрафов не называются). Государственные учреждения, которые более чем на 50% находится во владении РФ, региональных или местных властей, могут не предоставлять данные о владельцах. Тем же преимуществом наделяются организации, которые занимаются биржевой торговлей и раскрывают сведения согласно законодательству о ценных бумагах.

Интерес представляет положение о регулировании доступа к данным ресстра, которыми, естественно, могут интересоваться самые разные структуры и лица. Доступ к вновь созданному "субреестру" предполагается открывать только в трех случаях. Во-первых, по получении письменного запроса суда по гражданскому, административному или уголовному делу (в случаях, когда может быть применена конфискация имущества; когда удовлетворяется гражданский иск, который образовался из уголовного дела; когда речь идет о банкротстве должника). Во-вторых, по запросу федерального органа государственной власти, отправленного по просьбе зарубежного государства. И наконец, по запросу самого Росфинмониторинга.

Другой антиофшорной темой, интересующей финразведку, являются трасты, учрежденные российскими гражданами и организациями согласно иностранному законодательству. Ведомство считает, что ввиду "широкого применения" таких схем для отмывания денег и использования владельцами трастов услуг российских банков, необходимо применять к трастам нормы российского антиотмывочного закона (115-ФЗ) "в целях выявления бенефициарных владельцев иностранных юридических образований".

Налоговики полагают, что успех проекта по созданию единого реестра бенефициаров маловероятен. Обязательство по предоставлению сведений о бенефициаре частично совпадает с уже существующей обязанностью банковских структур идентифицировать счет бенефициара. Представители консалтинговых фирм также подвергают инициативу Росфинмониторинга сомнению. Российской организации будет крайне сложно получить сведения о конечных бенефициарах от своей зарубежной материнской компании. Материнская компания и сама может не обладать подобной информацией или ей будет запрещено ее раскрывать — скажем, согласно законодательству о защите персональных данных.

Кто-то из специалистов убежден, что значительным риском будет вероятная утечка информации из реестра бенефициаров в свободный доступ. Именно этот фактор может спровоцировать собственников к сокрытию сведений. Не совсем понятно, по мнению эксперта, каким образом российский суд будет проверять данные о бенефициарах.

Некоторые эксперты оспаривают необходимость применения к трастам российского законодательства. Это обусловлено отсутствием прямых связей выплачивающих доход российских компаний с трастами. Еще одним аргументом является тот факт, что в случае получения российскими физическими лицами дохода от иностранных материнских компаний статус траста как юридического лица или какого-либо другого образования не имеет особого значения для налогообложения дохода владельцев бизнеса в России.

Информационная служба ООО «Архитектура Права» по материалам газеты Коммерсант