Бюджет теряет на льготах

Юридическая поддержка бизнеса+7 (495) 532-89-61, +7 (916) 440-24-51

Бюджет теряет на льготах

17.01.2014


В конце прошлого года в аппарат правительства поступил проект методики оценки налоговых расходов бюджета, подписанный заместителем министра финансов С.Д. Шаталовым. Предварительная оценка потери бюджета из-за недополученных налогов – более 2% ВВП. Минфин должен предоставить Госдуме список льгот, которые можно отменить в период с 2015г. по 2017г., к следующему бюджетному циклу.

В конце прошлого года в аппарат правительства поступил проект методики оценки налоговых расходов бюджета, подписанный заместителем министра финансов С.Д. Шаталовым. Предварительная оценка потери бюджета из-за недополученных налогов – более 2% ВВП. Минфин должен предоставить Госдуме список льгот, которые можно отменить в период с 2015г. по 2017г., к следующему бюджетному циклу.

В проекте предлагается разделить налоговые расходы на две категории. К первой относятся элементы базовой структуры налога, обусловленные его принципами построения и организации. Ко второй – льготы, которыми пользуются налогоплательщики, чтобы не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере. При условии, что целевая аудитория останется неизменной, их можно заменить расходами бюджета.

Осенью Минфин проверил налоговые льготы за 2012 г. и оценил налоговые расходы в 1,8 трлн. рублей, что составило 2,9% ВВП. В проведенной инвентаризации преференции были поделены на три составляющих: прямые льготы, структурные элементы налоговой системы и смешанные. По данным Минфина, из-за прямых налоговых льгот бюджет несет наибольшие потери: в 2012 г. их размер составил 1,3 трлн. рублей, 2,08% ВВП. К смешанным были отнесены инструменты по амортизации (льгота для оборудования с повышенным износом и премия в 30%) и нулевые ставки (на НДС от продажи недвижимости и дивиденды от дочерних предприятий).

Сейчас проект обсуждается с экспертным сообществом. Михаил Орлов, партнер KRMG, считает, что налогоплательщики обязаны пользоваться нулевыми ставками, и ускоренная амортизация – это всего лишь перенос налоговых платежей на более позднее время, не приводящий к выпадающим доходам. Он призывает учитывать социальную важность льгот и стимулирование отраслей.

Самые большие льготы приходятся на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) как для выработанных месторождений (0,25% ВВП – 156 млрд. рублей), так и для новых (0,14% ВВП – 89,4 млрд. рублей). Эти льготы были необходимы на этапе запуска проектов по их добыче и для дальнейшей поддержки, но в некоторых случаях оказались избыточными, считает Виталий Крюков, аналитик «Капитала».

Карен Вартапетов, аналитик S&P, говорит, что регионы отказались бы от большинства федеральных льгот, потому что для них важны налоговые поступления, и их бюджет имеет слишком много социальных обязательств. По его мнению, госкомпании, а не регионы выигрывают от льгот для региональных налогов.

Эльвира Ягудина, консультант по налогам «МЭФ-аудит», считает, что методика оценки налоговых расходов бюджета позволит оценить его потери, а не эффективность льгот и не активность их применения налогоплательщиками.

Минэкономразвития уже предлагало свою методику оценки льгот в баллах в зависимости от их целей и призывало отказаться от стимулирующих льгот, которые не дали в развитии бизнеса, отрасли или региона эффекта, сопоставимого с потерями бюджета. Представители бизнеса предупреждают, что к подобной оценке льгот необходимо подходить аккуратно, ведь эффект бывает не всегда очевидным. Например, в случае, если акционер снова инвестирует в производство сэкономленные деньги.

Информационная служба ООО «Архитектура Права» по материалам газеты Ведомости