Оффшоры подорожают

Юридическая поддержка бизнеса+7 (495) 532-89-61, +7 (916) 440-24-51

Оффшоры подорожают

28.12.2013


Офшорные схемы работают по следующему принципу: компании переводят денежные средства в офшоры и обратно в Россию через иностранные юрисдикции, с которыми заключены договоры об избежании двойного налогооблажения. Таким образом им удается сократить налоговые издержки до минимума, снизить эффективную ставку налога на прибыль до 1-2%. Минфин задался целью разрушить экономику подобных схем и заставить владельцев этих компаний платить российский НДФЛ с оффшорных доходов.

Офшорные схемы работают по следующему принципу: компании переводят денежные средства в офшоры и обратно в Россию через иностранные юрисдикции, с которыми заключены договоры об избежании двойного налогооблажения. Таким образом им удается сократить налоговые издержки до минимума, снизить эффективную ставку налога на прибыль до 1-2%. Минфин задался целью разрушить экономику подобных схем и заставить владельцев этих компаний платить российский НДФЛ с оффшорных доходов.

Антиофшорные законопроекты Минфин готовил с весны 2013 года, это отражалось в Основных направлениях налоговой политики. Однако бизнес не воспринял всерьез готовящуюся атаку на оффшоры.

На сегодняшний день борьбу с офшорами ведут все развитые страны мира. Международные соглашения об избежании двойного налогооблажения были разработаны для того, чтобы компании не платили налоги по двойному счету, но в итоге они перестали платить их совсем. Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа пообещал положить конец этой «золотой эпохе».

На сентябрьском саммите глав государств «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге был принят план BEPS, именуемый его авторами как план самой радикальной реформы налоговой системы за последние 100 лет. BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) – разработанный ОЭСР План по предотвращению размывания налогооблагаемой базы и перемещению прибыли. Уже осенью 2014 года компании, владеющие производственными подразделениями сразу в нескольких странах, будут обязаны предоставлять налоговым службам подробную отчетность об их доходах и расходах, о разбивке цепочек НДС и уплаченных налогов во всех странах присутствия. При этом доступ к информации, полученной налоговой службой одной страны, будет организован для налоговых инспекторов всех стран, придерживающихся новой системы контроля.

Под конец года в послании Федеральному собранию Владимир Путин предъявил компаниям ультиматум: «Хотите в оффшорах – пожалуйста, но деньги сюда». Негодование президента было вызвано тем, что за 2012 год стоимость товаров, пройденных через оффшоры и полуофшоры, в 111 миллиардов долларов составила пятую часть российского экспорта. Компании, имеющие объект налогообложения в другой стране, больше не смогут рассчитывать на государственную поддержку – кредиты ВЭБа, госгарантии и контракты с госучастием, заявил Путин. На этот раз бизнес отреагировал немедленно – такие крупные компании как «Металлоинвест», «МТС», «Русгидро», UC Rusal и «Камаз» уже заявили об отказе от офшорных схем или о переводе всех операций в Россию.

Минфин надеется, что готовящиеся антиофшорные проекты будут приняты к середине 2014 года. В Налоговом кодексе появится два новых понятия – налоговое резидентство российских юридических лиц и контролируемые иностранные структуры. Первыми, кто ощутит на себе действие антиофшорных проектов, станут фиктивные «материнские компании», которые имеют органы управления в России, но «прописаны» за рубежом ради налоговых льгот. Минфин предлагает удерживать налог со всей прибыли, а не только при выплате им дохода из России. Этим компаниям придется либо создать реальные офисы в странах «прописки», либо забыть о бизнесе.

Принятые законы, в первую очередь, отразятся на деятельности малого и среднего бизнеса. Крупный бизнес сможет позволить себе переместить офис в регионы и страны, где возможно их реальное присутствие, например, в Сингапур, Гонконг, на о. Джерси, отказавшись от классических оффшорных островов Карибского бассейна и Тихого океана.

Впрочем, другой законопроект Минфина – об иностранных контролируемых компаниях (CFC – controlled foreign company) – все-таки ударит по крупных холдингам, которые будут обязаны платить 20%-ный налог с прибыли, полученной в дочерних предприятиях в низконалоговых юрисдикциях. Под этот закон попадают компании, большая часть доходов которых является пассивной. Смешивая активные и пассивные доходы, добавляя фиктивные активные доходы, некоторые компании смогут легально обойти строгие правила CFC. Подобным образом ирландская «дочка» Apple вышла из-под контроля американской налоговой службы.

Российские налоговики будут проверять, является компания реальной или нет, через иностранных коллег. Но как показала практика, этот способ получения информации пока что работает не во всех случаях – за 2012 год треть запросов, обращенных к иностранным коллегам ФНС, осталась без ответа. Поэтому Минфин с 2014 года собирается взимать с иностранных инвесторов, получающих пассивные доходы по принадлежащим им акциям и не предоставляющих информацию о своем бенефициаре в Центральный депозитарий, 30%-ный штрафной налог. Минфин настаивает на раскрытии реального собственника вплоть до физического лица. Однако на данный момент нет единого решения, как действовать в случае, если конечный бенефициар – траст или семейный инвестфонд, ведь к таким структурам гораздо сложнее предъявить претензии. Российские налоговые службы могут запросить информацию о владельце, документы-подлинники, подтверждающие его налоговую юрисдикцию, в ходе своих проверок и через депозитарий иностранных номинальных держателей. Только запросами можно будет искать тех, кто покупает бумаги напрямую в реестрах компаний и не открывает счета в Центральном депозитарии.

Информационная служба ООО «Архитектура Права»