Проверки бизнеса под запретом? Комментарии «Российской Бизнес-газете» Управляющего партнера «Архитектура Права» Андрея Зуйкова

Юридическая поддержка бизнеса+7 (495) 532-89-61, +7 (916) 440-24-51

Проверки бизнеса под запретом? Комментарии «Российской Бизнес-газете» Управляющего партнера «Архитектура Права» Андрея Зуйкова

09.06.2015


Комиссия правительства РФ одобрила законопроект, которым предлагается установить запрет на проведение с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок некоторых юрлиц и индивидуальных предпринимателей – комментарии

"Российская Бизнес-газета" №1001 (22)

«Проверка отменяется

Правительство утвердило ряд мер, направленных на сокращение административной и фискальной нагрузки на малый и средний бизнес (МСБ). Комиссия правительства РФ одобрила законопроект, которым предлагается установить запрет на проведение с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к МСБ.

"Такой законопроект очень своевременен, - считает управляющая "Корн-Аудит" Елизавета Сейтбекова. - Проведение проверок - один из инструментов давления на предпринимателей. С введением моратория на три года на проверки над головой предпринимателей перестанет довлеть дамоклов меч. Однако немногие верят, что проверки отменят для всех. "Многое будет зависеть от формулировок закона в отношении лиц, которые получают гарантии освобождения от плановых проверок. Такого рода послабления в значительной степени зависят от ограничений и оговорок, которые могут присутствовать в льготной норме", - поясняет управляющий партнер юридической компании "Архитектура Права" Андрей Зуйков.

Такие оговорки в документе действительно есть. Так, если в отношении субъектов малого бизнеса ранее было вынесено постановление о назначении какого-либо административного наказания или принято решение о приостановлении лицензии и с даты этой проверки прошло менее трех лет, органы муниципального и госконтроля могут включить компанию в свой план проверок.

Для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан планируется не распространять предусматриваемый законопроектом запрет на проведение проверок юрлиц или ИП, работающих в здравоохранении, образовании, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности. Также предлагается не распространять запрет на следующие виды госконтроля: в области промышленной безопасности и федеральный государственный пожарный надзор в отношении юрлиц и ИП, эксплуатирующих опасные производственные объекты; в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юрлиц и ИП, эксплуатирующих их; в отношении субъектов предпринимательства, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду; в области обеспечения радиационной безопасности, обеспечения защиты государственной тайны.

Эксперты отмечают, что бизнесу пойдет на пользу сокращение числа проверок, но это решение не устранит проблему в целом. "Попеременное ужесточение и ослабление контроля за бизнесом - не лучший инструмент для наведения порядка в этой сфере и стимулирования предпринимателей работать в рамках закона, - считает директор Центра правового обслуживания Анна Коняева. - Нужно отслеживать исполнение законодательства, регламентирующего предпринимательскую деятельность, делать его более гибким и пригодным для применения". Можно сказать, что принятая мера является примером ручного управления, что подходит для быстрого урегулирования ситуации. Но ключевая задача в том, чтобы стимулировать бизнес работать в рамках закона. "Нужно создать такие условия для бизнеса, чтобы он был заинтересован и, главное, был в состоянии работать исключительно в рамках правового поля, - говорит Анна Коняева. - В этом случае предприниматели не будут бояться проверок, и тогда не возникнет необходимости сдерживать административное давление и вводить запреты на проверочные мероприятия".

Эксперты отмечают, что запрет о проведении плановых проверок можно обойти. "Есть опасение, что запрет на плановые проверки может привести к увеличению внеплановых, которые никто не отменял, и тогда норма об отмене плановых проверок станет чисто декларативной", - считает Анна Коняева. Кроме того, проводить проверки можно за не подпадающие под запрет налоговые периоды. "Запрет будет установлен на проверки с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Но налоговый орган имеет право проверить деятельность за предшествующие три года, что нивелирует запрет на проведение проверки", - поясняет Диана Маклозян, глава юридического департамента консалтинговой компании Heads.

Кроме того, эксперты отмечают, что представители малого бизнеса далеко не самая проверяемая категория. "Что касается действительно малого бизнеса, то его участь в рамках налоговых проверок сводится к минимуму, так как такие компании стоят на упрощенной системе налогообложения с оплаты налогов с доходов. Налоговые инспекторы такими компаниями редко интересуются", - говорит Вадим Ткаченко, партнер группы компаний vvCube.

Помимо запрета на проведение проверок правительство РФ решило ввести на период до 1 января 2019 года мораторий по ряду неналоговых платежей. "Теперь есть определенный запас времени, чтобы вести диалог с властью: доказывать ей, что необходимо стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, поддерживать предпринимателей, вводить не просто временный мораторий, а окончательно отказываться от дополнительной нагрузки вне зависимости от того, находится страна в кризисе или нет", - считает член президиума "ОПОРЫ России" Кирилл Дмитриев.

Правительство провело большую работу по пересмотру неналоговых платежей. "Были сформулированы поручения председателя правительства о том, какие меры можно предложить по сдерживанию роста фискальной нагрузки в той части, которая относится к неналоговым платежам и сборам", - отметил глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев. Сегодня речь идет о более чем 70 неналоговых платежах. Причем в отличие от налогов они не систематизированы в одном документе, а рассредоточены по различным законодательным актам. Также в отличие от налогов их собираемость не является полностью прозрачной, что ставит под сомнение их эффективность. "Предпринимательское сообщество уже неоднократно декларировало, что от неналоговых платежей нужно и вовсе уходить, так как данные обременения никоим образом не стимулируют привлечение инвестиций в развитие бизнеса. Напротив, как только предприниматели решают направить инвестиции на модернизацию, например, оборудования, их уже на старте обременяют различными сборами. Будем надеяться, что мораторий на некоторые неналоговые платежи станет только первым шагом на пути к улучшению положения бизнеса в стране", - говорит Кирилл Дмитриев.

В первую очередь под отмену попали еще не введенные платежи. "По ряду позиций, по шести, были предложения о том, коль скоро еще не вступили в силу нормативно-правовые акты, которые определят порядок уплаты соответствующих сборов, их отсрочить до 2019 года", - сообщил Улюкаев. Также планируется отменить индексацию ряда уже принятых платежей. Рассматривался вариант не брать в разработку законопроекты по нескольким неналоговым платежам. "Все-таки договорились их разработать, - сообщил Улюкаев. - Но решение о вступлении в силу, видимо, приурочить, синхронизировать с решением о моратории".

"Российская Бизнес-газета" №1001 (22)